Есть хороший вариант: надо понимать, что, если я что-то замечаю в других, критикую, значит, это есть во мне, причём во мне этого больше. Помните историю про Христа и Марию? Когда женщину, пойманную при прелюбодеянии, по законам должны были закидать камнями, но чтобы испытать Христа, как он среагирует на эту головоломку, они привели ее к нему: ну, что будем делать? Хитро так, с критическим настроением, с ненавистью. И он среагировал очень мощно: «Кто тут без греха, первый киньте в нее камень». И ни один не смог кинуть. Люди стали думать о своих грехах. Он в шляпе, а я в штанах. Он поступает так, а я иногда ещё хуже. И я реально смотрю на себя и становлюсь чуть-чуть поменьше. И мы думаем: ну бог с ней, с этой шляпой. Итак, первый вариант – надо вспомнить, а я-то кто? А судит-то кто? На себя посмотри, вообще! Это хорошая вещь.
Люди, которые занимаются уже давно духовной практикой, меня учили, как делать замечания. Должно быть три шага. Первый – это потерпеть, может, само пройдет. Может, сам поймет. Второй момент: они говорят, посмотри на себя, у тебя тоже есть недостатки. Сразу спесь меньше становится, и я уже не буду с такой яростью ему объяснять, уже буду относиться добрее. Третий – найти недостаток, который есть у этого человека, в себе.
И когда делаешь эти три вещи, становишься посмиреннее. И уже не звучит в голосе абсолютная правота, и мы не уверены в абсолютной неправоте другого и перестаем считать, что его надо топить.
Олег Сунцов